Александр III. Неизвестный художник
Александр III Александрович (26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург — 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым) — Император всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский с 1 марта 1881 года. Из императорского дома Романовых. В официальной дореволюционной историографии именовался Миротворцем, сын Императора Александра II и внук Николая I; отец последнего русского Императора Николая II.
Главною целью своей деятельности император Александр III поставил утверждение самодержавной власти и поколебленного государственного порядка. Цель эта должна была достигаться прежде всего твердым подавлением всякой «крамолы», а затем пересмотром и «улучшением» законов и учреждений, созданных в эпоху реформ Александра II. Борьба с крамолой завершилась успехом: революционное движение временно было подавлено, и террористические покушения прекратились. Пересмотр узаконений времени императора Александра II коснулся всех сторон государственной и общественной жизни и был направлен к тому, чтобы усилить надзор и влияние правительства в сфере суда и общественного самоуправления, а также вообще укрепить и поднять авторитет правительственной власти. В общем, в либеральные учреждения 1860-х годов было введено немало ограничений, сообщавших всей деятельности императора Александра III строго охранительный характер.
Великий князь Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном; наследовать престол готовился его старший брат Николай, который и получил соответствующее воспитание. Главным воспитателем Александра был граф Борис Перовский; образованием заведовал профессор Московского университета экономист Александр Чивилев.
Первоначально, Александр II намеревался женить наследника престола на имевшей репутацию красавицы датской принцессе Александре; но эти планы были расстроены усилиями британской королевы Виктории, которая поспешила женить на ней своего сына Альберта (впоследствии король Эдуард VII).
Читать статью на сайте Государственное управление в России в портретах с IX по XXI век