al3101961 (al3101961) wrote,
al3101961
al3101961

Categories:

Павел Петрович Мельников

Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова. Худ. Сергей Константинович Зарянко. 1869. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина

Павел Петрович Мельников (1804—1880) — инженер и учёный в области транспорта во время правления императора Николая I, а затем Александра II, почётный член Петербургской АН (1858), министр путей сообщения. С 1833 профессор по курсу прикладной механики. совместно с Н. О. Крафтом разработал проект железной дороги Петербург ‒ Москва и с 1842 возглавлял Северную дирекцию по её строительству. С 1862 главноуправляющий, а в 1866‒69 министр путей сообщения, в 1870‒75 член Комитета железных дорог. В середине 30-х гг. 19 в. впервые в России ввёл в курс прикладной механики раздел о железных дорогах, в 1835 издал первый теоретический труд на эту тему ‒ «О железных дорогах». Эта и др. книги долгие годы служили основными пособиями для подготовки специалистов в области ж.-д. транспорта. Участвовал в разработке теоретических основ проектирования и строительства железных дорог, в составлении предварительного проекта железных дорог Юга России. Выступал за развитие железных дорог и др. видов транспорта по заранее разработанному плану. Воспитал большое число высококвалифицированных инженеров. На свои средства построил у станции Любань школу и интернат для детей низкооплачиваемых железнодорожников и дом для престарелых женщин; все личные сбережения завещал на содержание этих учреждений.

В 1825 г. окончил курс института корпуса инженеров путей сообщения поручиком и оставлен при институте репетитором. В 1826 г. ему поручено было составление проекта улучшения Волховских порогов, расчистка которых им произведена в том же году, с устройством на реке Волхов водостеснительных плотин. В 1830 г. он заведовал работами по улучшению судоходства в Кокенгузенских порогах реки Западной Двины и, сверх того, производил изыскания по соединению Западной Двины с Ловатью. В 1833 г. Мельников был назначен профессором прикладной механики в институте и в артиллерийском училище. Главнейшая заслуга Мельников в области строительного дела в России относится к участию его в сооружении СПб.-Московской, ныне Николаевской железной дороги. По окончании постройки дороги на Мельникова возложены были изыскания железной дороги от Москвы до Черного моря.

Читать статью на сайте Государственное управление в России в портретах с IX по XXI век

Tags: Исторические портреты, История Отечества
Subscribe

  • Александр Иванович Коновалов

    Александр Иванович Коновалов. Член Временного правительства. Петроград, 1917 г. (Хронос) Александр Иванович Коновалов…

  • Иван Николаевич Дурново

    Репин И.Е. Портрет члена Государственного совета И.Н.Дурново Иван Николаевич Дурново (1834—1903) — товарищ министра…

  • Великий князь Кирилл Владимирович

    Леонтовский Александр Михайлович (1865-1928) Портрет Великого Князя Кирилла Владимировича в мундире лейб-гвардии Драгунского полка. 1916 г.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments