al3101961 (al3101961) wrote,
al3101961
al3101961

Categories:

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

16 октября 2020

КАМАЗ был испытательным полигоном новейших инженерных решений и методов строительства. Строительную площадку КАМАЗа называли тогда «лабораторией современных методов капитального строительства».

Почему?

Об этом и пойдёт речь внизу. При строительстве ВАЗа одним из самых мучительных и затратных процессов было рытьё огромных котлованов. И на КАМАЗе сначала думали, что колонны всех зданий встанут на железобетонные монолиты. Чтобы установить эти титанические опоры, нужно было вынуть из котлованов 10 000 000 кубометров грунта на глубину 9 метров и примерно столько же обратных засыпок! Это же чёрт знает, какое количество земли надо было перелопатить!

Эта работа потребовала бы не только больших денег, но и заняла бы много времени. А время, как известно, не ждёт…

На КАМАЗе были применены буронабивные сваи вместо обычных столбчатых. В качестве примера был взят опыт украинских строителей.

Как известно, впервые буронабивные сваи были предложены киевским горным инженером А.Э. Страусом в 1899 году. Первоначально они применялись при ремонтных работах для усиления деформированных фундаментов зданий. Позднее буронабивные сваи редко, но применяли и в промышленном, и в гражданском строительстве. Хорошо был известен опыт Горьковских строителей в то время.

Правда, все сданные объекты были не ровня корпусам КАМАЗа. Было неясно, как сваи себя поведут на челнинской земле.

В ночь с 14 на 15 апреля 1971 года на опытной площадке недалеко от прессово-рамного завода были пробурены первые 2 скважины. В них опустили стальную арматуру, а затем залили бетоном. Эксперименты проводили бригадир бурильщиков Л.М. Попов, крановщики Н.А. Терешков, И.И. Зонин и П.И. Головко. Руководили работами инженеры Г.Т. Пестов, Р.Р. Нугуманов.В.К., Водопьян. Всего в последующие дни было сделано и испытано более 100 свай. Они подвергались всесторонней нагрузке. Испытания прошли успешно.

В июле 1971 года бригада Леонида Попова из 4 участка «Гидроспецстроя» сделала первую буронабивную сваю на строительстве главного корпуса автомобильного завода.

Как это было на практике?

Бурили скважину, диаметром от 60 см до 1,2 метров, глубиной до 18 метров.

В этой работе хорошо себя зарекомендовали бурильные установки СО-2 и СО-1200 разработанные киевлянами и изготовленные Днепровским механическим заводом (г. Запорожье).

Внизу характеристика самоходной гусеничной машины СП-45, также применявшаяся на этих работах.



Затем вставляли в скважину круглый металлический каркас.

Затем заливали бетоном и формировали оголовок.

Между прочим, процесс заливки должен быть непрерывным, иначе появлялись швы и трещины. А чтобы края у скважины не обрушивались в них заливали воду.

После этого на верхних торцах свай, расположенных гнездом по 2, 4, 6 штук делали ростверк - бетонное основание для установки колонн каркаса.



Потом наступал момент крепления колонны к бетонному основанию.

На фотографии внизу - работают «болтовщики». Их ещё называли «болтунами» в то время.



Это были рабочие, которые монтировали на арматурном каркасе фундаментов специальные анкерные болты. Болты были от 40 до 180 кг, диаметр - 90 мм, длина - до 4 метров.

Правда, всякое случалось на стройке. Прочтите материал из газеты «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 11 ноября 1971 года.

Вот так выглядели забетонированные сваи в тот момент, когда позднее шла работа по строительству тоннелей.



Не сразу был набран нужный темп на камазовской стройке по установке буро-набивных свай. Лучшая бригада Виктора Кузьмина в первые дни ставила не более 3 свай в день. Но потом дело пошло на поток (т. е. одни рабочие делали сваи, другие изготавливали ростверки) и стали в день ставить 6 свай, а затем дошли и до 12 (!).

Оцените прогресс! Если в декабре 1971 года было сделано 237 свай, то в марте 1972 года уже — 1553.

Какие можно сделать выводы?

Благодаря этому методу:

- пять из шести основных заводов КАМАЗа, расположенных в Набережных Челнах, встали на эти фундаменты, все, кроме ремонтно-инструментального завода.

- страна сберегла миллионы рублей, общий эффект составил 7 000 000 рублей.

- были высвобождены десятки экскаваторов, более 800 самосвалов КрАЗ, 300 бульдозеров.

- устройство фундаментов было ускорено в 3 раза.

Tags: дзен, инженерный подход, нормативная система
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments