al3101961 (al3101961) wrote,
al3101961
al3101961

Categories:

СОКОЛОВ В.Д. — ВЕЧНЫЕ СЮЖЕТЫ. XX ВЕК, АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЧАСТЬ II

03.11.2020

Вечные сюжеты

Соколов В.Д.

XX век, англоязычная литература:

Р. Киплинг. «Ким»

Это роман о политическом конфликте в Ц. Азии между Россией и Британией и той «большой игре», которую ведут спецслужбы обоих государств (это почти дословная цитата из Википедии: в таком виде хотят они представить творчество Киплинга). В центре повествования — судьба одного из таких агентов полуирландца, полуиндийца маленького Кима. Роман замечателен детализированным изображением Индии, ее народов, обычаев, религии, которые Киплинг, проведший там многие годы, в т. ч. детство, прекрасно знал.

Из истории создания романа

Роман, как и все у Киплинга, был написан в рекордно короткие сроки (июнь 1899 — январь 1900), правда по ходу публикации дорабатывался. Книга печаталась в 1901 как сериал во влиятельнейших тогдашних литературных журналах, и в том же году вышла отдельным изданием, снабженная иллюстрациями Локвуда Киплинга, отца писателя. Особый смак публикациям придавало то, что многие события связаны с железной дорогой вблизи Лахора, которая тогда только что строилась, но знание Индии помогло писателю с такими подробностями воспроизвести будущую дорогу, как будто он был посланцем из будущего.

Другое мнение состоит в том — и его придерживался замечательный советский исследователь творчества писателя Ю. Кагарлицкий, детально проследивший творческую историю «Кима», — что роман создавался долго и мучительно.

Оба мнения справедливы и обоснованы однозначными и неоспоримыми фактами: Киплинг не принадлежит к авторам, которые на дверях своей творческой лаборатории вывесили табличку «Посторонним вход запрещен»: для любого исследователя она как проходной двор. Почему Киплинг снабдил науку замечательным материалом для исследования темы «психология творчества». Различия в подходе в данном случае определяются не фактами, а их интерпретацией: что считать работой над романом. Если ограничиться написанием непосредственно «Кима», то все это протекло молниеносно, если же иметь в виду мучительную и трудную работу писателя над большим романом, который отразил бы его видение Индии и большой журналистский опыт, то работа двигалась рывками: написал кусок, бросил, затишье, снова кусок, снова бросил, перерыв на обед, снова кусок, опять бросил, творческий отпуск.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Tags: История, ЛИТЕРАТУРА, Литературное обозрение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments